С детства нам знакомы городские электромобили: трамваи, троллейбусы, метро и электробусы. Однако вы могли задаваться вопросом: зачем троллейбусу две контактные линии, в то время как трамваю достаточно одной. Ответ более прост, чем кажется.
Принцип работы троллейбуса
Ключевой элемент этого транспорта — электродвигатель. Как любому электроустройству, ему необходимы два контакта. По первому кабелю энергия поступает от подстанции к мотору, по второму — завершает цепь, возвращаясь обратно. Если контакт нарушается (например, отсоединяется токосъемник), движение становится невозможным.
Именно поэтому над дорогой протянуты две контактные линии, к которым подсоединяются штанги троллейбуса. Электрическая цепь замыкается, обеспечивая движение транспорта.
Особенность трамвайного электропитания
Если у трамвая всего один контактный провод, как замыкается цепь? Вторым проводником выступают рельсы. Металлические колеса транспорта передают ток обратно на подстанцию через стальные пути — резиновых шин, препятствующих контакту, у трамвая нет.
Такая система упрощает конструкцию токосъемника — достаточно одного пантографа. Однако требует надежного соединения рельсов между собой для непрерывного контакта. Аналогичный подход используется в электропоездах.
Безопасность взаимодействия с рельсами
Если рельсы проводят ток, почему на них безопасно стоять? Ответ кроется в законах физики: потенциал стальных путей равен земному, поэтому разницы напряжений между ними и человеком нет. Опасность возникает, только если одновременно прикоснуться к контактному проводу и рельсу, что превращает тело в проводник. Сами пути не несут угрозы — это касается железных дорог, метро и трамвайных линий.
Интересно, что птицы на проводах также не страдают от тока. Подробнее об этом явлении можно прочесть в наших материалах.



 
                                    
